Авторы |
Ольга Викторовна Шиняева, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии, социологии и связей с общественностью, Ульяновский государственный технический университет (Россия, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32), E-mail: olses@rambler.ru
Екатерина Рифовна Ахметшина, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры политологии, социологии и связей с общественностью, Ульяновский государственный технический университет (Россия, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32), E-mail: Akhmetshina073@yandex.ru
Татьяна Валерьевна Клюева, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры политологии, социологии и связей с общественностью, Ульяновский государственный технический университет (Россия, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32), E-mail: klyueva@list.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Новые условия функционирования института высшего образования – развитие информационно-коммуникационных технологий, широкое внедрение электронных и дистанционных форм обучения, процесс стратификации вузов, качественное и количественное изменение общностей студентов и преподавателей – существенным образом поменяли контекст и формы отношений основных субъектов высшей школы. Цель статьи – выявить характер и проблемы коммуникаций преподавателей и студентов как парных общностей. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы материалы комплексного межрегионального социологического исследования «Преподаватели и студенты российских вузов: социальное самочувствие, поведенческие стратегии, коммуникации» (2021). Методы сбора информации: анкетный опрос студентов (n = 800, 2021 г.); глубинные интервью и опрос преподавателей вузов (n = 32, n = 850, 2021 г.), анализ государственной и отраслевой статистики. Результаты. Проанализированы процессы изменения коммуникации студентов и преподавателей на институциональном и организационном уровнях, выявлены барьеры и точки роста в изменившейся коммуникационной практике парных общностей. Выводы. Коммуникации студентов и преподавателей осуществляются в изменившемся пространстве вузов: численность преподавателей снижается, а объем методической, научной, организационной работы растет; сокращается бюджет времени на внеаудиторное взаимодействие со студента-ми. Современные студенты вовлечены в разные виды активности, не всегда предполагающие взаимодействие с преподавателями; они перестали быть объектами классно-урочной системы, превратившись благодаря Интернету в социальных агентов. Результаты исследования показали, что в изменившемся пространстве вуза сохраняется запрос каждой общности на обновление каналов и тем непосредственного общения.
|
Для цитирования:
|
Шиняева О. В., Ахметшина Е. Р., Клюева Т. В. Преподаватели высших учебных заведений и студенты как парные общности: характер и проблемы коммуникаций // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 43–58. doi:10.21685/2072-3016-2022-1-4
|